«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998 |
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Основные принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Модель инклюзивного образования
Модель инклюзивного образования МОУ Иванковской СШ представляет собой совокупность функциональных структур, последовательных этапов деятельности, организационных условий и механизмов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, реализацию целей и задач инклюзивного образования в условиях сельской общеобразовательной школы.
Цель инклюзивного образования в МОУ Иванковской СШ: обеспечение равного доступа к получению качественного образования и создание необходимых условий для достижения успешности в образовании всеми обучающимися независимо от их индивидуальных особенностей, прежних достижений, психических и физиологических возможностей, места жительства.
Задачи инклюзивного образования в МОУ Иванковской СШ:
1. Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме (локальные акты).
2. Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования.
3. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
4. Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное.
5. Создать условия для освоения обучающимися АООП в соответствии с требованиями ФГОС.
6. Создать условия для толерантного взаимодействия всех участников образовательных отношений по вопросам инклюзивного образования.
Основные принципы инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Наша модель предполагает образование обучающихся с ОВЗ в развитии и детей-инвалидов в условиях полной инклюзии, обучения на дому.
Условия для воспитания и развития детей с ОВЗ
№ п/п |
Показатель |
Информация о наличии |
1. |
Наличие сведений об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья |
Сведения об организации обучения детей ОВЗ имеются. 3 детей-инвалидов, 1 обучающихся с ОВЗ. |
2. |
Наличие специально оборудованных учебных кабинетах |
пользуются школьной инфраструктурой |
3. |
Наличие объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования лицами с ОВЗ |
Все объекты для проведения практических занятий с учащимися, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарем, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. |
4. |
Наличие библиотек, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
не требуется |
5. |
Наличие объектов спорта, приспособленных для использования лицами м ОВЗ |
инвалид с опорно-двигательной системой от физической культуры освобожден. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. |
6. |
Наличие средств обучения и воспитания, приспособленных для использования лицами с ОВЗ |
не требуется |
7. |
Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (свободный доступ к местам занятий, наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и т.д.) |
В здании размещены вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. |
8. |
Обеспечение специальных условий питания |
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды получают льготное горячее питание |
9. |
Обеспечение специальных условий охраны здоровья |
Здания школы оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, кнопкой экстренного вызова. За каждым классом был закреплен отдельный учебный кабинет, в котором обучение проводится по всем предметам за исключением занятий, требующих использования специального оборудования (физика, химия, технология); 2. Обеспечено разделение потоков и минимизация контактов учащихся во время их прибытия (убытия) в школу (в том числе на территории, прилегающей к зданию школы) и в период нахождения в школе (посещение раздевалок, столовой, санитарных узлов, нахождения в рекреациях), а именно: - образовательный процесс был организован по специально разработанному временному расписанию уроков с разведением времени прибытия (убытия) учащихся из разных классов, начала (окончания) занятий и перемен, учитывая графики приезда школьных и рейсовых автобусов, использование всех возможных запасных выходов; - разработаны маршруты входа (выхода) в здание школы, передвижения внутри ОУ для каждого класса (проход в раздевалки, закрепленные учебные кабинеты, столовую, спортивный зал, санитарные узлы и обратно), исключающие пересечение учащихся из разный классов; - закреплены за каждым классом имеющиеся раздевалки, в том числе раздевалки в спортивном зале, допущено складирование верхней одежды в учебном кабинете за счет передвижных вешалок; - составлен график принятия пищи для учащихся с максимальным разведением по времени; - увеличено время нахождения учащихся на свежем воздухе (открытом пространстве) с учетом тематики уроков и внеурочный занятий в рамках ФГОС; 3.Была сделана разметка территории школы для обозначения социальной дистанции участников образовательных отношений. 4.Был организован допуск учащихся к занятиям в составе класса на основании ежедневно представляемых чек-листов о состоянии здоровья, заполненных и подписанных: - родителями (законными представителями) учащихся, не достигших 16-летнего возраста; - учащимся, достигшим 16-летнего возраста, самостоятельно. 5.Было обеспечено измерение температуры, если ребенок пришел без чек-листа в школу. |
10. |
Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья |
оказание психологической и другой консультативной помощи учащимся осуществляется психологом Гороховой Е.Ю., классными руководителями, учителями-предметниками и зам.директора по ВР |
11. | Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования | не требуется |
12. | Наличие доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования лицами с ОВЗ | Доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. В школе имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски. Доступ к электронным образовательным ресурсам обеспечивается посредством выхода в Интернет во всех кабинетах школы и в ШИБЦ (библиотеке). |