МОУ Иванковская СШ
д. Иванково Фурмановского района Ивановской области
  • Образовательные стандарты и требования

    2024-2025 учебный год: что нового.

    Уроки труда

    С сентября в обязательную часть образовательной программы для начальных и средних классов вернутся уроки труда. До этого предусматривалось проведение уроков технологии. В связи с этим учебный предмет "Технология" на уровнях начального общего и основного общего образования переименуют на "Труд (технология)".

    В начальной школе на уроках труда у детей будут развивать понимание социального значения разных профессий, важности ответственного отношения человека за результаты труда, воспитывать в них готовность участия в трудовых делах школьного коллектива. Общее число часов, рекомендованных для изучения труда (технологии), – 135, из них: в 1-м классе – 33 часа (1 час в неделю), в 2-4 классе – 34 часа (1 час в неделю).

    Задачами учебного предмета в средней школе станет подготовка учеников к трудовой, преобразовательной деятельности. В том числе формирование на мотивационном уровне потребности и уважительного отношения к труду, социально ориентированной деятельности. 

    Для изучения труда (технологии) в 5-9 классах рекомендовано общее число часов – 272. С 5 по 7 классы – по 2 урока в неделю, а в 8-9 классах – по 1 уроку в неделю и, по возможности, еще по уроку в 8-м и по 2 урока в 9-м классе за счет внеурочной деятельности. Конкретизировано содержание программы курса по модулям.

    Приказ Минпросвещения России от 19 марта 2024 г. № 171 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования"


    Основы безопасности и защиты Родины вместо ОБЖ

    В курс ОБЖ добавят блок по защите Родины. В результате изменится не только название предмета, но и содержание программы по нему. Так, с 1 сентября 2024 года школьникам дополнительно к вопросам безопасности в быту, на транспорте, в общественных местах, при ЧС и т. д. расскажут про:

    • основы законодательства РФ, обеспечивающие национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз;
    • положения Общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ;
    • правила оказания первой помощи в условиях ведения боевых действий;
    • требования безопасности при обращении со стрелковым оружием;
    • боевые свойства и поражающее действие оружия массового поражения, а также способы защиты от него;
    • применение беспилотных летательных аппаратов и морских беспилотных аппаратов и т. д.

    В рамках курса обучающиеся получат навыки строевой, тактической, огневой, инженерной, военно-медицинской и технической подготовки. Школьников также научат, как действовать при сигнале "Внимание всем!".

    "Изучение ОБЗР направлено на обеспечение формирования готовности к защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует освоению учащимися знаний и умений позволяющих подготовиться к военной службе и выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях", – отмечается в Федеральной рабочей программе по учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины".

    Организации смогут сами определять последовательность модулей в рамках учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины". Общее число часов, рекомендованных для изучения ОБЗР в 8-9 классах, составляет 68 часов (по 1 часу в неделю за счет обязательной части учебного плана основного общего образования).


    Обновленные федеральные рабочие программы

    Будут актуализированы рабочие программы по отдельным предметам:

    Литература

    Например, по учебному предмету "Литература" скорректировали перечень отечественных писателей в рамках изучения произведений XX – начала XXI вв. на тему детства. Из списка исчезли произведения В. Г. Короленко, В. П. Астафьева, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, но добавились произведения А. А. Лиханова. В раздел фольклора вместо баллад включены поэмы народов России и мира и расширен список народных песен. Например, "Ах, кабы на цветы да не морозы...", "Ах вы ветры, ветры буйные...", "Черный ворон", "Не шуми, мати зеленая дубровушка..." и другие.

    Из тематического блока литературы XX – начала XXI вв. исключены стихотворения А. С. Кушнера, Ю. Д. Левитанского, Б. Ш. Окуджавы, проза А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак "Правдивая история Деда Мороза", но включен Э. Н. Веркин "Облачный полк" (главы). В числе произведений современных отечественных писателей-фантастов указано "Сто лет тому вперед" К. Булычева. Также исключены произведения современных зарубежных писателей-фантастов (Д. Роулинг "Гарри Поттер", Д. Джонс "Дом с характером"). Между тем, расширен список стихотворений народов РФ – в него добавлены "Журавли", "Мой Дагестан" Р. Гамзатова.

    Вместо двух сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина теперь будет достаточно одной. А в поэзию первой половины XX в. включены стихотворения A. А. Ахматовой. Исключена тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути.

    Изменения претерпела и федеральная рабочая программа по учебному предмету "Литература" (углубленный уровень). В частности, уточнено, что изучение литературы строится с учетом обобщающего повторения ранее изученных произведений, в том числе "Слово о полку Игореве"; стихотворений М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина; комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"; стихотворений и баллад В. А. Жуковского; комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"; произведений А. С. Пушкина (стихотворений, романов "Евгений Онегин" и "Капитанская дочка"); произведений М. Ю. Лермонтова (стихотворения, романа "Герой нашего времени"); произведений Н. В. Гоголя (комедии "Ревизор", поэма "Мертвые души"). А в содержание обучения в 10-м классе дополнительно включены основные этапы литературного процесса от древнерусской литературы до литературы первой половины XIX века – обобщающее повторение.

    Родной язык и родная литература

    С 1 сентября в федеральную образовательную программу среднего общего образования будут включены рабочие программы по родному языку: аварскому; даргинскому; кумыкскому; табасаранский и аналогичные программы по родной литературе. Они разработаны для обучающихся, владеющих или слабо владеющих родным языком. В содержании программы по родному языку включат следующие содержательные блоки: общие сведения о языке, язык и культура, разделы науки о языке (фонетика, орфоэпия и графика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, стилистика). На обучение родному языку рекомендовано отводить 136 часов: в 10-м классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11-м классе – 68 часов (2 часа в неделю).

    В свою очередь, изучение родной литературы направлено на формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, развитие представлений о специфике родной литературы в контексте местной культуры и осознание исторической и эстетической обусловленности литературного процесса. На обучение отведут 68 часов: по 1 часу в неделю в 10 и 11-м классе. 

    Наконец, в федеральную образовательную программу начального общего образования добавлена федеральная рабочая программа по учебному предмету "Родной (чукотский) язык" (в объеме 237 часов: в 1-м классе – 1 час в неделю, во 2, 3 и 4-м классах – по 2 часа в неделю).

    География

    Поправки в рабочей программе по географии базового уровня связаны с изменившейся геополитической обстановкой. В рамках скорректированной программы школьники дополнительно будут изучать:

    • тему нематериального производства;
    • роль разных видов транспорта в современном мире;
    • вопросы географии международных финансовых центров;
    • современные экономические отношения России со странами Зарубежной Азии (Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии);
    • роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом потенциале и т. п.

    При этом общее число часов, рекомендованных для изучения географии, не изменится. Останется по одному часу в неделю в 10 и 11-м классах.

    Физкультура

    С нового учебного года в программе по предмету физической культуры появятся новые модули:

    • "Городошный спорт" (игра в городки) – предполагается, что занятие городошным спортом поможет детям развить умение общаться, способность выдерживать физическую нагрузку, преодолевать психологические трудности и сомнения в достижении цели, сформирует определенный образ мышления, умение быстро и рационально реагировать на изменение игровой ситуации;
    • "Гольф" – призван дисциплинировать детей и подростков, научить их владеть собой в стрессовых ситуациях и с уважением относиться к соперникам;
    • "Биатлон" – такие занятия должны развить не только физические, но и нравственные качества обучающихся, поспособствовать укреплению навыков внутренней организации, самодисциплины, выработке коммуникативных качеств характера, физической выносливости;
    • "Роллер спорт" – имеет оздоровительную направленность и нацелен на комплексное воздействие на органы и системы растущего организма, повышение уровень функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и других систем;
    • "Скалолазание" – занятия скалолазанием для подростков будут иметь оздоровительную направленность, повышать уровень функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и других систем организма человека, они предполагают длительное время нахождения на свежем воздухе;
    • "Спортивный туризм" – он должен стать универсальным средством физического воспитания и поспособствовать гармоничному развитию, укреплению здоровья обучающихся;
    • "Хоккей на траве" – выполнение сложнокоординационных, технико-тактических действий в хоккее на траве должно обеспечить эффективное воспитание физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, силы и гибкости) и формирование двигательных навыков;
    • "Ушу" – включает в себя многообразие двигательных действий и физических упражнений различной направленности;
    • "Чир спорт" – в общеобразовательных организациях занятия могут проводиться в двух направлениях – чирлидинг и перфоманс, формируя эстетику движения, умение двигаться под музыку, развивать вкус, совершенствовать духовный мир человека;
    • "Перетягивание каната" – научит выстраивать отношения с ассистентами, судьями, тренерами, товарищами по команде и соперниками;
    • "Компьютерный спорт" (киберспорт, е-спорт, электронный спорт) – может включать несколько спортивных дисциплин: боевая арена, соревновательные головоломки, спортивный симулятор, стратегия в реальном времени, тактический трехмерный бой, технический симулятор, файтинг, которые могут использоваться в образовательной деятельности при изучении предмета "Физическая культура";
    • "Бокс" – призван развить уверенность в себе, умение оценивать опасность, ответственность, целеустремленность;
    • "Танцевальный спорт" – соединит элементы хореографии, танцевальных занятий, гимнастики, двигательную активность аэробного характера, оздоровительные виды гимнастики различной направленности.

    Также будут добавлены модули "Киокусинкай" и "Тяжелая атлетика". И внесены точечные изменения в модуль "Дзюдо".

    Дополнения призваны популяризировать данные виды спорта среди подрастающего поколения, привлечь детей, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям конкретным видом спорта, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях.

    Также обновлены варианты федерального учебного плана для начального уровня общего образования и среднего общего образования по некоторым профилям.

    Приказ Минпросвещения России от 19 марта 2024 г. № 171"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования" 


    Другие поправки 2024 года

    Также с 1 сентября начнут действовать поправки в части:

    • обновления правил подтверждения документов об образовании или квалификации – апостиль разрешат проставлять в электронном виде с внесением записи в соответствующий реестр (заявление на подтверждение можно будет подать с использованием реестра или через портал госуслуг);
    • регулирования порядка проведения ВПР в школах в 2024-2025 учебном году (проверочные работы с 4 по 10 классы пройдут в период с 11 апреля по 16 мая 2025 года); обновления требований к структуре официального сайта образовательных организаций – на сайтах должен появиться новый раздел об организации питания и т. д.

    Часть изменений, принятых в этом году, уже вступили в силу. Новые нормы продолжат действовать и в текущем учебном году. Например, это касается:

    • право организаций осуществлять образовательную деятельность за счет собственных средств, в том числе полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов, поступивших от физических или юридических лиц (соответствующая норма действует с 1 мая 2024 года);
    • возможность пересдачи ЕГЭ по одному учебному предмету – выбрать предмет участники ГИА могут самостоятельно из числа сданных в году сдачи экзамена или тех, освоение которых завершилось ранее, и они были сданы в 10-м классе, пересдать экзамен можно в дополнительные дни (действует с 3 мая 2024 года) и т. д.

    Также не стоит забывать о важных нормах, вступивших в силу в конце 2023 года (с 19 декабря).

    Речь идет о запрете на использование учениками мобильных телефонов во время проведения учебных занятий в школе. Исключения предусмотрены для случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников образовательной организации и иных экстренных случаев. А также о необходимости соблюдения школьниками требований к дисциплине на учебных занятиях и правил поведения в организации. Контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка, включая соблюдение дисциплины и правил поведения в организации, осуществляют педагогические, руководящие работники организации, а также иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности.

    Семинар-практикум в рамках деятельности инновационных площадок АНО ДПО «Национальный институт качества образования»

    В марте 2023 года педагоги МОУ Иванковской СШ приняли участие  в региональном семинаре-практикуме в рамках деятельности инновационных площадок АНО ДПО «Национальный институт качества образования». Семинар был организован на базе МОУ СШ №7 г.Фурманова. Педагоги школы №7 делились своим педагогическим опытом по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроке и во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО».

                               

    О реализации обновленных ФГОС в 2022-2023 учебном году

    С 1 сентября  2022 года в МОУ Иванковской СШ, как и на всей территории Российской Федерации, началась реализация обновленных ФГОС. В нашей школе на обучение по обновленным ФГОС с 1 сентября перешли учащиеся 1, 2а, 2б, 3а, 3б и 5 классов. С учетом требований обновленных ФГОС в школе составлены Учебные планы для 1, 2а, 2б, 3а, 3б и 5 классов на 2022-2023 учебный год. Педагоги, которые работают в данных классах, в апреле-мае 2022 года прошли обучение в Государственном автономном учреждении дополнительного профессионального образования Ивановской области «Университет непрерывного образования и инноваций»  по дополнительной профессиональной программе «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя».

    В обновленных стандартах все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. В документах отмечается, что ФГОСы обеспечивают единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями и пр.

    Главное отличие  обновленных стандартов: в документе максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, конкретизировано то, чем овладеет школьник и что освоит. Также упор сделан на применении знаний на практике.

    С младших классов школьники теперь начинают изучать финансовую грамотность. Как пояснили в министерстве просвещения, о введении нового предмета речь не идет, и это не приведет к повышению нагрузки на ребят. Изучать финансовую грамотность школьники будут в рамках предметов «Окружающий мир», «Математика», «Обществознание», «Информатика», «География» и некоторых других. «Школьные программы должны давать максимально актуальные знания, которые бы учащиеся могли применять в реальной жизни, — подчеркнули в Минпросвещения. — Поэтому новые стандарты позволяют обновить содержание программ и в части гуманитарных направлений, и в части предметов научнотехнического цикла, расширить знания школьников о здоровом образе жизни, экологии, задействовать интерактивные программы, формирующие патриотическое воспитание».

             В стандартах также появился значительный блок о развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе.

    Предполагается, что технологии помогут повысить качество результатов обучения. Главное — использовать их разумно и безопасно.

    Внедрение обновленных ФГОС СОО

    Минпросвещения России совершенствует ФГОС среднего общего образования. 12 августа 2022 года вступил в силу Приказ № 732, который внес в образовательный стандарт очередные поправки.

    С 1 сентября 2023 года в МОУ Иванковской СШ начинается введение обновленных ФГОС на уровне среднего общего образования.

    Ключевые изменения

    - Патриотизм

    • Личностные результаты, которые достигаются в единстве учебной и воспитательной работы школы, теперь сгруппированы по направлениям. На первом месте в этом списке — гражданская идентичность и патриотизм.
    • Акцент на патриотизм присутствует и в предметных результатах. Например, требования к результатам по предмету «иностранный язык» включают умение «представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке», по обществознанию — «осознанно выполнять обязанности гражданина РФ».
    • События последних десятилетий включены в программу изучения истории. К результатам по этому предмету появились новые требования: «понимание причин и следствий распада СССР, возрождения РФ как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине», а также «понимание значимости России в политических процессах, знание достижений страны и ее народа».

    Предметные результаты

    • ФГОС определяет минимум содержания среднего общего образования по предметам, которое гарантирует государство. Однако предметы по-прежнему будут изучать на базовом либо на углубленном уровне. Поправки, внесенные Приказом № 732, уточняют и конкретизируют требования к результатам освоения основных учебных предметов на обоих уровнях.

    Например, ученик, изучающий иностранный язык на базовом уровне, должен уметь «писать электронное сообщение личного характера объемом до 140 слов, соблюдая принятый речевой этикет». А при углубленном изучении — «писать официальное (деловое) письмо, в том числе электронное, объемом до 180 слов, в соответствии с нормами официального общения, принятыми в стране изучаемого языка».

    Коррекционная работа

    • Приказ № 732 утверждает новую редакцию п. 18.2.4, касающегося программы коррекционной работы. Среди прочих поправок — предоставление ученику с ОВЗ ассистента для технической помощи.

    Учебный план

    • Изменения коснулись списка обязательных учебных предметов. Теперь в 10-11 классах их 13 (раньше было 11 (12). Углубленно старшеклассники будут изучать 2 из них (ранее — 3 (4). Из перечня обязательных учебных предметов исключили такие предметы, как «Право», «Россия в мире», «Экономика», «Астрономия», «Естествознание» и «Экология».
    • Приказ № 732 определяет особые условия для изучения родного языка и родной литературы, а также второго иностранного языка. Эти предметы введут по заявлениям родителей и при наличии у школы соответствующих возможностей.
    • Максимальное количество учебных занятий за 2 года было сокращено на 74 часа и составило 2 516 часов.

    Это далеко не все изменения федерального образовательного госстандарта. Подробно о ФГОС 2021 и о том, чем они отличаются от стандартов второго поколения, вы можете прочитать в статье «Новые стандарты ФГОС для школ. Третье поколение в 2022 году». 

    Приказ ОО о подготовке к введению ФГОС СОО

    Приказ Минпросвещения РФ "О внесение изменений в ФГОС СОО"

    Внедрение ФГОС НОО И ФГОС ООО с 01.09.2022 г.

    Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей). 

    *Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования"

    *Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования"
             В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

    Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо  от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя современное оборудование.

    Приказ "О создании рабочей группы по введению обновленных ФГОС с 01.09.2022 года

    Информационно-методические ресурсы Академии Министерства просвещения РФ

    Информационно-методические ресурсы института стратегии развития образования

    Переход на обновленный ФГОС с 01.09.2022

    Дорожная карта введения ФГОС НОО

    Дорожная карта введения ФГОС ООО

    ПИСЬМО Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-11303 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования

    ПРИКАЗ МУ отдела образования от 23.11.2021 № 728 Об организации подготовки к введению обновленных федеральных государственных стандартов начального общего и основного общего образования в общеобразовательных учреждение

    Приложение 1 Информационно-методическое письмо о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования

    Приложение 2 ПЛАН-ГРАФИК мероприятий Минпросвещения России по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования

    Родительские собрания по теме "Внедрение ФГОС НОО с 01.09.2022 г."

    19 мая во 2а классе МОУ Иванковской СШ прошло родительское собрание в форме дискуссии по теме "Внедрение ФГОС НОО с 1.09.2022 года". Родителям были разъяснены особенности обновлённых ФГОС НОО, даны ответы на вопросы. Все родители проголосовали единогласно за переход на ФГОС 2921 года и написали заявления.

    В мае 2022 года для родителей 1б класса МОУ Иванковской СШ прошли групповые консультации по теме: «Введение обновленных ФГОС НОО с 1 сентября 2022 года». Родителям были разъяснены особенности обновленных ФГОС НОО и его введение в образовательный процесс школы.

    В мае 2022 г. во 2б классе МОУ Иванковской СШ прошло родительское собрание на тему "Введение обновленных ФГОС НОО с 1 сентября 2022 года". Родителям были разъяснены особенности обновлённых ФГОС НОО, даны ответы на вопросы, выданы памятки "Преимущества нового ФГОС начального общего образования". Родители написали заявления.

    В мае 2022 года в 1а классе МОУ Иванковской СШ прошло родительское собрание по теме «Введение обновленных ФГОС НОО с 1 сентября 2022 года». На нем родителям были разъяснены особенности обновленного ФГОС НОО и его введение в образовательный процесс школы, даны ответы на интересующие вопросы. Затем родители написали заявления на обучение детей по обновлённым ФГОС.

    ************************

    Приказ-№-653-от-02.08.2022 Перечень ЭОР

    ************************

     ФГОС начального общего образования

    1. Приказ Минпросвещения № 372 от 18.05.2023г

    2. Приказ-№286-от-31.05.2021г

    3.Приказ-№569-от-18.07.2022 О внесение изменений ФГОС НОО

     ФГОС основного общего образования

    1. Приказ минпросвещения № 370 от 15.05.2023г 

    2. Приказ-№-287-от-31.05.2021г

    3.Приказ-№568-от-18.07.2022 О внесении изменений ФГОС ООО

    ФГОС среднего общего образования

    1.Приказ минпросвещения № 371 от 18.05.2023г 

    2.Приказ-№-732-от-12.08.2022 О внесении изменений ФГОС СОО

    3.Приказ Минобрнауки России с изменениями на 11 декабря 2020 года

    4.Приказ Минобрнауки России с изменениями на 11 декабря 2020 года

    5.Приказ Минобрнауки России от 29.06.2017 г. N 613 - с изменениями

    6.Приказ-№-413-от-17.05.2012

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie